Аписа Омурова - первая женщина-машинист

13 Сентября 2021

Аписа Омурова родилась 13 марта 1922 года в городе Токмок Чуйской области. В десять лет, став круглой сиротой, оказалась в детском доме. В 1937 году в составе восьми детдомовцев – трех девушек и пяти юношей – была направлена в Джамбульское железнодорожное училище. Получила специальность слесаря по ремонту паровоза, через год приехала в Пишпекское локомотивное депо. В приобретении профессиональных навыков на первых порах ей большую помощь оказали машинисты Бейсенкул Растиев и Ахан Мурзакулов. После учебы, с правами помощника машиниста, Апису направили работать в депо станции Пишпек.

  Сначала она работала слесарем по ремонту паровозов, что очень ей пригодилось в дальнейшей работе. Через полгода стала уже помощником машиниста, и если требовалось, то работала и кочегаром. По инструкции требовалось проехать положенные 50 тысяч километров в должности помощника машиниста, и ею было выполнено это требование.

Руководство дороги обратило внимание на упорство и трудолюбие  юной Аписы, и 1940-ом году она была отправлена в Алма-Ату на курсы машинистов. Отучившись девять месяцев, по окончании курсов, Аписа успешно сдает экзамены и становится машинистом паровоза. Вернувшись в свое депо, скромно, без претензий продолжала работать помощником машиниста.
  В книге «Стальная магистраль Кыргызстана », выпущенная в 1998 году, автор Жамийла Кочкорбаева посвятила целую главу «Аписа выдержала экзамен».
  «И все-таки  тот светлый день первого самостоятельного рейса настал. В тот день от Луговой до Токмака доверили вести санитарный поезд с ранеными. Помощником назначили Колю Назарова, для которого этот рейс в качестве помощника машиниста тоже был первым. Итак, первый рейс. Было морозное январское утро 1943 года. Над станцией Пишпек навис промозглый серый туман. Возле эшелона суета. То и дело подъезжают повозки с ранеными, санитары вносят на носилках бойцов в вагоны – в Токмаке открыли лазарет и часть раненых бойцов переправляли туда.  Подошло время отправления.
    - Значить, в путь! Вот и зеленый дали -  кричит Омурова и нажимает на клапан. Кто-то машет Аписе рукой, раздаются какие-то напутствия, но молодая машинист уже ничего не слышит. Перед глазами набегающие две бесконечные полосы и приборы.
В кабину со свистом врывается морозный ветер, обжигает щеки. А мимо в сизом тумане плывет Чуйская долина, отороченная с юга остроконечными зубьями вершин Ала-Тоо.
    - Пора воду в котел подкачивать, - кричит Аписа Николаю. Коля включает инжектор. Но тут на его лице она вдруг увидела растерянность.
    - Что случилось?
Метнулась к водокамерному стеклу и все поняла: уровень воды катастрофически падал.
    - Давай авариный!
    - Есть аварийный!
  Но безрезультатно. Проклятый уровень воды продолжает снижаться, как заколдованный. Что делать? Остановить состав, остудить топку? Но кто знает, чем обернется тогда для раненых непредвиденная, и судя по всему, длительная остановка в пустынной долине. Дорога каждая минута. И Аписа принимает смелое решение – найти и устранить причину аварии на ходу, не останавливая эшелон. «А если засорился выход воды из тендера в систему?»- подумала она. Полезла в люк тендера. Набрав в легкие воздуха, прямо в одежде нырнула в воду. Но и заградительной решеткой тоже оказалась все в порядке, она не засорилась.
  «Видимо, неполадки произошли с самим клапаном», - лихорадочно соображала девушка. Попыталась открыть его – не удалось. Пришлось изрядно проработать молотком и зубилом.… Снова под водой, на ощупь. Так и есть - лопнула, оказывается, уплотнительная шайба и из-за этого вода не поступала в котел. Не знает, сколько времени провозилась с шайбой. Но когда опустилась в кабину и увидела, как в водоизмерительном стекле поднимается уровень воды, Аписа не выдержала и заплакала. Через час показался Токмак. На станции было полно встречающих. Собрались женщины с узелками и свёрстками – подарками для раненых”.
Вот так в Кыргызстане Аписа Омурова стала первой женщиной - машинистом. 

  Для справки:
  Появление железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике относится к началу XX века, когда в 1915 году были построены и сданы в постоянную эксплуатацию участки железнодорожной линии от станции Кара-Суу до станции Джалал-Абад на юге  республики,  а также в связи со строительством Турксиба на севере. Первый поезд на станции Пишпек прибыл 8 августа 1924 года. Трудящиеся Кыргызстана радостно приветствовали это выдающееся событие.
  Продолжение следует.Выражаем благодарность за информационную поддержу - предоставление фотографии и публикаций из газет и книги Разие Мамбетовой, дочери А.Омуровой.

  

Все новости