Аписа Омурова - первая женщина-машинист (продолжение)

28 Сентября 2021

Так проходили трудовые будни, было нелегко. Аписа была худенькой, ростом всего 152 см, и чтобы ей было удобней за «штурвалом» паровоза, ребята приварили к полу металлический ящик. Когда были рейсы до Токмака, часто на станции ее встречали мальчишки и девчонки из родного детского дома. Для них она была уже Аписа-эже. На ее плечи легла большая ответственность за безопасность перевозимых людей и грузов. В дальнейшем самой приходилось готовить смену. Была строгим наставником молодежи.

  В те годы на рейс до Луговой уходило до половины суток, а то и больше. В топку паровоза нужно было закинуть 18-20 тонн угля, на остановках успеть очистить топку от шлаков, залить дважды воду в тендер паровоза. Также нужно было с пятикилограммовой масленкой пройти и смазать маслом 50 точек на паровозе, в том числе дышла и буксы колес.
  Так проходили трудовые будни, было нелегко. Аписа была худенькой, ростом всего 152 см, и чтобы ей было удобней за «штурвалом» паровоза, ребята приварили к полу металлический ящик. Когда были рейсы до Токмака, часто на станции ее встречали мальчишки и девчонки из родного детского дома. Для них она была уже Аписа-эже. На ее плечи легла большая ответственность за безопасность перевозимых людей и грузов. В дальнейшем самой приходилось готовить смену. Была строгим наставником молодежи.
  Так неустанно трудились все железнодорожники в то нелегкое время, ведь шла Великая Отечественная война. Мужчин-железнодорожников, ушедших добровольцами на фронт, сменяли женщины. Своим нелегким трудом железнодорожники приближали Великую Победу.
  Заслуги Аписы Омуровой были высоко оценены Родиной. За самоотверженный труд она была награждена орденом Ленина и медалями, избиралась депутатом в Верховный Совет КССР.
  Уже после войны, все также работая машинистом, она встретила Мамбетова Камбарбека,  машиниста тепловоза и вскоре они создали семью, в которой родилось пятеро детей. Дети выросли, выучились, обрели разные профессии: учитель, спортсмен, швея, бухгалтер. Дочь Разия Мамбетова пошла работать на железную дорогу товарным кассиром, отработав 35 лет, вышла на заслуженный отдых.
  С середины 60-х  годов Аписа Омуровна  работала диспетчером локомотивов, оператором  Фрунзенского отделения дороги. Ее трудовой стаж на железной дороге более  50-ти лет. Была удостоена званий «Почетный железнодорожник»,  Заслуженный ветеран Кыргызской железной дороги, Персональный пенсионер за особые заслуги перед Кыргызской Республикой.
  Это - отрывок из интервью самой Аписы Омуровой: «Много хороших молодых людей на железной дороге пришло нам на смену. Им я желаю добиваться поставленной цели, быть справедливыми, честными. Я счастлива, что не только выполнила свой долг перед страной, но и несмотря на трудную профессию, успела завести семью, вырастить детей. Приятно, что меня не забывают, узнают мои товарищи, ученики, каждый старается со мной поздороваться, меня помнят и уважают в той среде, в которой прошла моя молодость».
  29 сентября 2007 года в возрасте 86 лет Аписы Омуровой не стало. Коллеги - железнодорожники приняли участие и оказали помощь в организации похорон, за что им сердечная благодарность и низкий поклон от семьи. В день прощания по всей округе раздались громкие продолжительные гудки тепловозов - это было исполнено последнее пожелание Аписы, так проводить ее в последний путь.
  Аписа-апа говорила: «Вы живёте в хорошее время. Главное, быть человеком.Чем грамотнее, умнее будут они, тем и общество будет сильнее. Желаю ребятам, чтобы они не бежали от трудностей. Любой труд у нас в почете. Приносить людям пользу, радость в большом и малом - вот что главное для людей».
  В 2022 году 13 марта исполняется 100 лет со дня рождения Аписы Омуровой.

Для справки:
Появление железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике относится к началу XX века, когда в 1915 году были построены и сданы в постоянную эксплуатацию участки железнодорожной линии от станции Кара-Суу до станции Джалал-Абад на юге  республики,  а также в связи со строительством Турксиба на севере.
Первый поезд на станции Пишпек прибыл 8 августа 1924 года. Трудящиеся Кыргызстана радостно приветствовали это выдающееся событие.
Выражаем благодарность за информационную поддержу - предоставление фотографии и публикаций из газет и книги Разие Мамбетовой, дочери А.Омуровой.

Все новости