ПРОФСОЮЗ И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
13 Ноября 2014
Наш профсоюз существует давно, скорее всего с тех самых времён когда 90 лет назад в 1924 году первый поезд прибыл в город Пишпек.
С этого дня – 8 августа 1924 года официально существует Кыргызская железная дорога и ее Профсоюз. С 10 января 1997 года, он стал называться Профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей Кыргызской Республики сокращенно «КЫРГЫЗПРОФСОЖ» с 11 января 2002 года Кыргызпрофсож – вступил в Федерацию профсоюзов Кыргызстана.
Профсоюзная организация Кыргызпрофсож входит в состав Международной Конфедерации Профсоюзов железнодорожников – региональной профсоюзной организации стран бывшего СССР включая стран Балтии, а также входит в состав ITF –Международной Федерации Транспортников. Численность «Кыргызпрофсожа» 4600 человек из 6000 коллектива железнодорожников.
В настоящий момент на Кыргызской железной дороге существует два профсоюза «Кыргызпрофсож» и «Рабпрофсож» возглавляемый Эрнисом Докеновым. Взаимоотношения между профсоюзами товарищеские – на деловой основе. У нас один коллективный договор, который подписан от имени работодателя - Генеральным директором Малабаевым Аргынбеком Джумабековичем и двумя профсоюзами. Между профсоюзами и работодателем взаимоотношения на основе социального партнерства. У членов коллектива есть выбор, в какой профсоюз им обратиться, кто будет защищать их права и интересы.
Главная задача профсоюзов на предприятии следить за тем, что бы все то, что записано в коллективном договоре неукоснительно выполнялось. Хотелось бы отметить, что наш Коллективный договор на 2012-2014 годы по своему содержанию и всестороннему охвату жизненных потребностей человека труда, один из лучших Коллективных договоров, как в Республике, так и среди железнодорожников СНГ.
В разделах Коллективного договора имеются пункты конкретизирующие законы Трудового Кодекса – это ежегодное повышение заработной платы в зависимости от роста инфляции, а также соответствие минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума существующего в стране. В договоре предусмотрены выплаты за выслугу лет, доплаты за совмещение профессий и расширенную зону обслуживания и т.д. Надбавки за профессиональное мастерство за высокие достижения в труде и т.д. Повышенные тарифные ставки оклады на вредных производствах. Оплата сверхурочных производится в двойном размере.
Все виды материального и морального стимулирования согласовываются с Профсоюзом. Средняя заработная плата за 9 месяцев 2014 года составила 17,6 тысяч сомов, что на 50% выше, чем средняя на Республике.
В коллективном договоре предусмотрено гарантии занятости, профессиональная подготовка и обучение, социальная защита работников. Целый раздел договора посвящен вопросам охраны труда – это обеспечение работников спецодеждой и обувью, молоком, объектами бытовой санитарии, питания, ликвидация рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Работники железной дороги работают в современных цехах соответствующих всем требованиям безопасного труда.
Железнодорожники как работающие, так и пенсионеры имеют большие социальные гарантии и льготы. До сих пор сохранен разовый льготный бесплатный билет по СНГ в поездах нашего формирования, как для работающих, так и для пенсионеров. Бесплатный годовой билет в поездах местного направления Бишкек-Луговая, Бишкек-Токмак, Бишкек-Былыкчи для работающих и пенсионеров железнодорожников.
Ветеранов Кыргызской железной дороги объединяет Совет Ветеранов, который содержится за счет средств дороги. Ветераны участники ВОВ и труженники тыла ежемесячно получают благотворительную помощь из средств компании от 1500 до 2000 сом. Заслуженные ветераны Кыргызской железной дороги ежемесячно получают по 200 сом. Почетные железнодорожники - 400 сом
Выплачиваются пособия ко Дню Победы, Дню пожилых людей, Дню инвалидов. Ежегодно ветераны получают бесплатно одну или две тонны угля в зависимости от возраста и стажа работы на дороге, имеют льготы по зубопротезированию. Все работники дороги и пенсионеры имеют права на пособие по ритуальным услугам и гарантии на льготное медицинское обслуживание. За счет средств дороги содержатся Фельшерско-акушерские и медицинские пункты на всех крупных предприятиях и станциях дороги. Оказывается спонсорской помощь железнодорожной больнице, СЭС, железнодорожному лицею. В целях поддержки молодёжи на дороге имеются два общежития. Через Кыргызпрофсож заключены договора о сотрудничестве с двумя детскими садами для первоочередного обеспечения местами детей железнодорожников.
Большое внимание уделяется вопросам летнего отдыха. Ежегодно на эти цели коллективным договорам предусмотрено выделение администрацией 50% необходимого для отдыха финансирования. Кроме того, при уходе в очередной трудовой отпуск,предусмотрено выделение пособия на оздоровление в размере месячного оклада или месячной тарифной ставки. Только членов нашего профсоюза за летний сезон было оздоровлено в течении года более 1200 человек, в том числе детей железнодорожников.
Для решения государственной программы по развитию физической культуры и спорта, силами и за счет прибыли дороги заработанной трудом коллектива, был построен и прекрасно работает Ледовый Дворец «Локомотив», одно из лучших сооружений не только в Кыргызстане, но и всей средней Азии. Здесь любой желающий может заняться ледовыми видами спорта. В комплексе открыты секции фигурного катания, хоккея, таеквондо, фитнеса и танцов, имеются два футбольных поля с искусственным покрытием, теннисный корт, большое футбольное поле, раздевалки и душевые, имеется зал для занятий бодибилдингом. Площадь льда 1122 кв.м., более 850 посадочных мест. Задачей комплекса «Локомотив» является организация отдыха и поддержка здорового образа жизни для работников железной дороги, а также и всех жителей города Бишкек.
Хотелось бы несколько слов сказать о нашем «Клубе» железнодорожников. После развала Советского Союза – это единственное в городе, а возможно во всей Республике ведомственное культурное учреждение. На сколько мне известно, ни в одной из 26 отраслевых профсоюзов клубы не сохранились. В нашем клубе занимается около 200 детей железнодорожников и жителей нашего района.
В клубе работают кружки подготовки к школе- «Всезнайка», кружки сольфеджио, танцевальный, вокальный, театральный. Инструкторы в штате нашего Профсоюза. В этом году, к Юбилею 90 –летия Кыргызской Железной Дороги проведён капитальный ремонт клуба, который является историческим зданием и находится под охраной государства. В этом здании выступал Герой Чехословакии Юлиус Фучик.
Планы и перспективы
В целях мотивации членства и социальной поддержки наших членов профсоюза в этом году мы начали проводить работу по их страхованию. На сегодняшний день более 2500 работников ГП «НК «Кыргыз темир жолу» застрахованы от несчастных случаев как на производстве так и в быту в течении 24 часов в сутки. Оплата премий по страхованию происходит из средств профсоюза центрального аппарата и первичных профорганизаций. Данная система страхования, в особенности на предприятиях где работа подвержена большим рискам, способствует при относительно меньших затратах достигать большего эффекта в социальной, материальной поддержке работников. Впереди много планов, необходимо продолжать работу по модернизации профсоюзов. Развивать и углублять, всё то что мы уже добились. С этой целью продлено действие существующего Коллективного договора на 2015-2016 годы. А для того чтобы все то что прописано в Коллективном договоре неукоснительно выполнялось, нам необходимо тесно, на основе взаимопонимания, работать с нашим социальным партнером, обеспечивая потребность Кыргызстана в железнодорожных перевозках.
Мазитов Р.М. - Председатель «КЫРГЫЗПРОФСОЖ»